Прокуратура Центрального района, информирует. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов...

Прокуратура Центрального района, информирует. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов...

Регулирование конфликта интересов – один из ключевых инструментов предупреждения коррупции в организации.

Определение понятия «конфликта интересов» закреплено в
ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» (далее в тексте – Закон) и звучит следующим образом:

конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей:

– при принятии им решения

– или участии в принятии решения

– либо совершении других действий по службе (работе).

Как следует из определения субъектом конфликта интересов выступает государственное должностное лицо (далее в тексте – ГДЛ). Исчерпывающий перечень лиц, которые являются ГДЛ-ами, предусмотрен в абз. 3 ст. 1 Закона и включает, в том числе, государственных гражданских служащих, и лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в госорганизациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

В указанный Закон 30.12.2022 внесены изменения, которые, в том числе, касаются и предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Изменения вступили в силу с 1 марта 2023 года.

Так, ГДЛ, лицо, претендующее на занятие должности ГДЛ, помимо обязательств по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 – 20 Закона, также должны давать обязательство по соблюдению порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного статьей 21 Закона.

В новой редакции указанной статьи появилась обязанность руководителя государственного органа, иной организации в уведомлении в письменной форме вышестоящего государственного органа либо в случае его отсутствия лица, назначившее его на должность, коллегиальный орган управления организации либо в случае его отсутствия учредителя организации о возникновении у него конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

При получении данного уведомления данные субъекты обязаны незамедлительно принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Ранее порядок действий руководителя госоргана или иной организации в случае возникновения или возможности возникновения у него конфликта интересов законодательно урегулирован не был.

Из Закона исключена часть 7 статьи 21, которая предусматривала, что непредоставление ГДЛ-ом уведомления о возникшем конфликте интересов является основанием для отказа в назначении госслужащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения).

Между тем в ч. 6 ст. 21 Закона расширился субъектный состав, который несет ответственность том числе дисциплинарную вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) за неисполнение требований настоящей статьи.

С учетом изложенных изменений обращаем внимание на необходимость соблюдения актуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией.